Трудно выразить словами эмоции от
прочитанных произведений А.Лиханова. Волнение за девчонок и мальчишек,
перенесших трудное военное детство, обозначилось двумя обильными дорожками на
моих щеках. Гаммой отозвались чувства – волнение, сочувствие, удивление стойкости
характеров маленьких героев, глубокое уважение и гордость за силу духа,
убеждения.
И вот я смотрю на современных девчонок и
мальчишек, беззаботно играющих, бегающих и прыгающих и задаю себе вопрос: «Как
развивать у детей красоту души?» Ответ мы можем найти у Альберта Анатольевича –
это воспитание любви и уважения к близким, которое становится основой отношений
к окружающим людям. Нарушения взаимоотношений с родителями становятся причиной
духовной черствости, грубости, безразличия к окружающему миру.
Проблема нравственного воспитания
является актуальной и в нашем дошкольном образовательном учреждении и концентрирует
внимание на поиске эффективных методов и приемов, обеспечивающих развитие
ценностных ориентиров у детей.
В своем поиске я решила идти по пути
формирования у дошкольников нравственных ценностей через воспитание любви к
близким людям. Были поставлены следующие цели:
1.
Воспитание
гуманных чувств (доброты, отзывчивости, чуткости) к окружающим детям и
взрослым.
2.
Воспитание
деятельной любви по отношению к членам семьи (уважительного отношения, заботы, помощи).
В
выборе технологии остановилась на
технологии гуманистической направленности - личностно-ориентированной, основой
которой является понимание ребенка, взаимодействие и его поддержка.
Были
поставлены следующие задачи:
1. Воспитывать
гуманные чувства в процессе организации совместной деятельности детей и
педагогов.
2.
Осуществить
тесный контакт с семьями воспитанников, привлекая родителей к совместной
деятельности с детьми.
3.
Использовать
индивидуальный подход в процессе совместной деятельности с детьми.
В соответствии с Федеральными
государственными требованиями в
перспективно-тематическом планировании выделили тему «Семья», содержание
деятельности которой раскрывается в течение двух недель. С детьми старшего
дошкольного возраста провели беседу
«Семья, в которой ты живешь». В выборе
темы исходили из наличия у детей собственного личного опыта. Дошкольники часто
испытывают неуверенность, застенчивость при общении со взрослыми, поэтому
предложила детям рассмотреть мой альбом с фотографиями, задать мне вопросы,
если им будет интересно, рассказала детям о своей семье. Инициировала игру «Как тебя зовут дома и в
детском саду, и как будут звать, когда ты вырастешь?» Предварительно была подготовлена
презентация «Моя семья», использование которой побудило ребят к коротким
высказываниям о членах своей семьи,
профессиях родителей, любимых совместных времяпрепровождениях. Предложила
оформить альбом с фотографиями детей
группы, т.к. мы тоже одна большая
семья, сочинили рассказ о нашей группе. В процессе общения с детьми старалась
уделять внимание всем детям, поощряла и подбадривала улыбкой, взглядом, кивком головы. Важно, чтобы они чувствовали, что педагог
испытывает искреннюю заинтересованность, внимание, уважение к детям, дарит им
доброту, чтобы они сами стали дарить добро окружающим.
Продолжением работы по теме,
явилась беседа о дружной семье на
примере русских народных сказок «Репка» и «Теремок», чтение с детьми рассказов, благодаря которым
дети осваивали нравственные нормы добра, справедливости, честности. Побуждала к высказываниям о прочитанном, передаче своих впечатлений в рисунках. В
обучении придерживалась принципа интеграции. С целью наибольшего воздействия на
чувства детей использовала иллюстрации, фотографии, музыкальное сопровождение
и, конечно, различные игры, которые служили школой взаимоотношений.
Развитие детей невозможно без
участия взрослых – педагогов, родителей, поэтому советовала мамам и папам
принять участие в наших делах, и нашлись неравнодушные люди, которые
откликнулись на приглашение. Так,
Ожегова Елена Геннадьевна приняла участие в занятии на тему «Наша
семья». Вместе со своей дочкой Женей рассказывали о пасеке, пчелах, попробовали с
детьми мед, познакомили с целебными
свойствами меда, с любимой мягкой
игрушкой – пчелой, дали детям возможность поиграть и рассказать о своих любимых
игрушках. Женя делилась опытом, который приобрела в условиях семьи, чем вызвала неподдельный
интерес и уважение в глазах детей. Говоря спасибо семье Ожеговых, преследовала
цель – учить детей замечать и выражать благодарность окружающим за то хорошее,
что происходит в их жизни. Впоследствии ребята подходили ко мне и делились
своими мыслями по поводу приглашения своих родителей на встречи с детьми.
В ответ на это
занятие воспитанница группы Маша пригласила бабушку, которая вспомнила о своем
детстве, об увлечении пением, переданное ей ее родителями. Заинтересовала детей рассматриванием сценических костюмов и вместе с внучкой исполнили русскую народную
песню. Затем детям было предложено принять участие в выступлении и исполнить по
своему желанию песню, танец, сыграть на детских музыкальных инструментах,
находящихся в музыкальном уголке, исполнить одному или с друзьями. Каждый ребенок
смог проявить активность, максимально реализоваться и испытать удовольствие от
совместной деятельности.
Массу новых впечатлений несут детские
праздники. Совместная деятельность взрослого с детьми осуществляется в процессе
обсуждения подготовки зала к
мероприятию. Так, к празднику «Осенины» дети, педагоги и родители, готовили
выставку поделок из природного материала, к «Новому году» украшали зал
снежинками, гирляндами, сделанными своими руками. В связи с предстоящими праздниками перед
детьми ставилась задача изготовления пригласительных открыток для родителей.
Обсуждали с детьми, каким образом это можно сделать – нарисовать открытку,
сделать аппликацию. Создавали условия для детской деятельности, а дети сами
выбирали время, материал и средства
выполнения задания. Использовала самый
простой способ привлечения внимания детей к совместной деятельности – начинала
делать работу сама, ребята наблюдали, проявляли интерес и тоже включались в
деятельность. При изготовлении поздравительной открытки для мамы к 8 Марта,
предложила детям объединиться в пары и договориться, кто какие элементы будет
вырезать из бумаги, сложенной гармошкой – кто цветы, кто листья. Затем дети
самостоятельно составляли узор, проявляли творчество. Я подписывала на открытке
пожелание, предварительно составленное с детьми. Объединение в пары позволяло детям
выбирать нагрузку по уровню сложности,
учитывать интересы, проявлять внимание
друг к другу, оказывать взаимопомощь, обсудить полученный результат.
рганизуя
праздники, мы привлекали родителей к подготовке костюмов, активному участию в
играх, аттракционах, театрализованных представлениях.
Анализ результатов деятельности
показал, что проведенная работа оказала влияние на личностное развитие детей:
ребята стали интересоваться настроением взрослых, проявлять внимание и
сочувствие. Я надеюсь, что положительные качества своего характера наши
воспитанники, также как и герои произведений А.Лиханова, смогут пронести на
протяжении всей своей жизни, и смогут строить добрые взаимоотношения с
окружающими.
Литература:
1.
Иванова Н.П., Касухина Н.А, Сергеева
А.П. Этическое образование детей седьмого года жизни. Институт повышения
квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском
государственном педагогическом университете им.И.Н.Ульянова, 1999.
2.
Хабарова Т.В. Педагогические технологии
в дошкольном образовании. Детство-Пресс, 2012. |