Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 11:44

МКДОУ детский сад №17 "Чебурашка" г.Омутнинска

Меню сайта
Категории раздела
Эссе [4]
Статьи [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Эссе

Следуя идеям Монтессори

"Какой не самостоятельный!" – можно услышать такое высказывание не только о ребенке, но и взрослом человеке. Истоки неблагополучия следует искать в детстве. 

Самостоятельность одно из важнейших качеств, необходимых для жизни. А что такое самостоятельность? Обратимся к словарю Д.Н. Ушакова -  независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность, по мнению Монтессори, это свобода, а человек, зависящий от другого, не свободен.

Стремление к самостоятельности заложено в ребенке природой. От первых самостоятельных движений - к ходьбе, бегу, умению кушать, одеваться и т.д. Часто малыш требовательно заявляет «Я сам!», но слышат ли взрослые, его призыв? «Ты долго будешь делать!», «Мне некогда!», «Не надо, испачкаешься!», «Разобьешься!»  И если детская инициатива не находит поддержки, то стоит ли удивляться, что ребенок вырастет ленивым, безразличным, пассивным. В школе такой ученик  не будет справляться с заданиями, а на работе  считаться нерадивым сотрудником.  В итоге,  человек в будущем не будет счастлив.

            «Мы должны учить детей ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и опускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. Все это – этапы воспитания в духе независимости» – пишет Мария Монтессори.

            Любопытство, любознательность подталкивают ребенка к самостоятельности. От простого наблюдения за мамой и папой, интереса к их деятельности - к  подражанию и самостоятельности.  Особенно данное новообразование характерно для детей третьего года жизни. Разъясняю родителям: просто сидеть на месте без действий, послушной игрушкой,  ребенок не может.  Для него важно быть активным, интересоваться, что происходит вокруг.  Мир так велик, рядом столько непознанного и необычного!

Рекомендую молодым мамам и папам, наблюдать, исследовать, изучать окружающий мир вместе с ребенком. Если  ребенку нужна помощь, то лучше всего включиться в игру малыша. Своевременная подсказка не будет сдерживать активность, напротив, побуждает ребенка к действиям, следовательно, способствует развитию.

          Кредо М. Монтессори – гуманная педагогика. Она призывала  предоставлять ребенку право самостоятельно познавать мир, приходить на помощь по мере необходимости. Педагогам известно, как трудно формировать у детей навыки социального поведения. Конфликты в детской среде – обычное дело, т.к. у малышей нет опыта общения.  Ситуацию разрешаю, используя прием Монтессори: на первом этапе необходимо прояснить чувства ребенка, на втором –  отреагировать, но вставать на чью-либо сторону нельзя.

- Людмила Ивановна, - жалуется ребенок, - меня Саша облил краской.

- Тебе понравилось? Ты сказал ему об этом? Пойдем и скажем ему об этом.

- Саша, мне не понравилось, что ты облил меня краской.

- Другого не обливают краской, если ему это не нравится».

Здесь нет наказания, т.к. наказание убивает развитие. Дети сделают выводы сами. Не зря  основной принцип Монтессори звучит таким образом – «Помоги мне это сделать самому».

Много внимания М. Монтессори уделяла разработке и созданию дидактических пособий. Всем известен «золотой материал»,  который до сих пор пользуется большим спросом. Привлекая  своей новизной, втягивая детей в процесс познания, неоднократные упражнения  с  дидактическими играми и игрушками способствуют формированию умений и навыков. Сейчас нет недостатка в развивающих материалах для детей, т.к. многие педагоги дошкольных образовательных учреждений, следуя идеям М. Монтессори, продолжают разрабатывать и совершенствовать дидактические пособия. Особой популярностью у детей нашей группы пользуются различные шнуровки, «баночки с секретами», в которых находятся мелкие предметы, «шумящие коробочки», пипетки, шарики для игр с водой, прищепки для развития руки.  Воздействуя на органы чувств – развиваем интеллект.  После игры – обязательное условие, убрать игрушки на место.

В последнее время огромное внимание уделяется совместной деятельности ребенка и взрослого в свете модернизации дошкольного образования. Взаимодействие взрослого с ребенком способствует не только формированию знаний, умений, навыков,  но и развитию, в том числе самооценки, что важно для всей дальнейшей жизни.  «Молодец, Ирочка, ты хорошо вымыла руки, они стали совсем чистыми», «Наташа, ты такая умница, как красиво заправила кроватку!». Поддержка малыша в виде похвалы – огромный стимул к самостоятельному выполнению действий, ориентация к успеху, и я  стараюсь создать все условия для наибольшего раскрытия возрастного потенциала ребенка.

Следует открывать для себя секреты М.Монтессори, т.к. это приносит несомненную пользу не только в познании премудрости педагогики, но обеспечивает успешное развитие маленьких граждан. Идеи М.Монтессори, шагая из одного столетия в другое, живут и переходят в надежные руки воспитателей 21 века.

            Литература:

 

1.      М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –М.:Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков

Категория: Эссе | Добавил: mkdou17 (12.12.2013) | Автор: Л.И. Вотинова
Просмотров: 2099 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Банер
Банер
Банер

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz