"Какой не
самостоятельный!" – можно услышать такое высказывание не только о ребенке, но и
взрослом человеке. Истоки неблагополучия следует искать в детстве.
Самостоятельность – одно из важнейших качеств,
необходимых для жизни. А что такое самостоятельность? Обратимся к словарю Д.Н.
Ушакова - независимость, свобода от внешних влияний,
принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность, по мнению
Монтессори, это свобода, а человек, зависящий от другого, не свободен.
Стремление к
самостоятельности заложено в ребенке природой. От первых самостоятельных движений
- к ходьбе, бегу, умению кушать, одеваться и т.д. Часто малыш требовательно
заявляет «Я сам!», но слышат ли взрослые, его призыв? «Ты долго будешь
делать!», «Мне некогда!», «Не надо, испачкаешься!», «Разобьешься!» И если детская инициатива не находит
поддержки, то стоит ли удивляться, что ребенок вырастет ленивым, безразличным,
пассивным. В школе такой ученик не будет
справляться с заданиями, а на работе считаться нерадивым сотрудником. В итоге,
человек в будущем не будет счастлив.
«Мы
должны учить детей ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и
опускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно
одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать
свои желания. Все это – этапы воспитания в духе независимости» – пишет Мария
Монтессори.
Любопытство,
любознательность подталкивают ребенка к самостоятельности. От простого
наблюдения за мамой и папой, интереса к их деятельности - к подражанию и самостоятельности. Особенно данное новообразование характерно для
детей третьего года жизни. Разъясняю родителям: просто сидеть на месте без
действий, послушной игрушкой, ребенок не
может. Для него важно быть активным,
интересоваться, что происходит вокруг. Мир
так велик, рядом столько непознанного и необычного!
Рекомендую молодым
мамам и папам, наблюдать, исследовать, изучать окружающий мир вместе с
ребенком. Если ребенку нужна помощь, то
лучше всего включиться в игру малыша. Своевременная подсказка не будет
сдерживать активность, напротив, побуждает ребенка к действиям, следовательно,
способствует развитию.
Кредо М. Монтессори – гуманная
педагогика. Она призывала предоставлять
ребенку право самостоятельно познавать мир, приходить на помощь по мере
необходимости. Педагогам известно, как трудно формировать у детей навыки
социального поведения. Конфликты в детской среде – обычное дело, т.к. у малышей
нет опыта общения. Ситуацию разрешаю,
используя прием Монтессори: на первом этапе необходимо прояснить чувства
ребенка, на втором – отреагировать, но
вставать на чью-либо сторону нельзя.
- Людмила Ивановна, - жалуется
ребенок, - меня Саша облил краской.
- Тебе понравилось? Ты сказал ему
об этом? Пойдем и скажем ему об этом.
- Саша, мне не понравилось, что
ты облил меня краской.
- Другого не обливают краской,
если ему это не нравится».
Здесь нет
наказания, т.к. наказание убивает развитие. Дети сделают выводы сами. Не зря основной принцип Монтессори звучит таким
образом – «Помоги мне это сделать самому».
Много внимания
М. Монтессори уделяла разработке и созданию дидактических пособий. Всем
известен «золотой материал», который до
сих пор пользуется большим спросом. Привлекая
своей новизной, втягивая детей в процесс познания, неоднократные
упражнения с дидактическими играми и игрушками способствуют
формированию умений и навыков. Сейчас нет недостатка в развивающих материалах
для детей, т.к. многие педагоги дошкольных образовательных учреждений, следуя
идеям М. Монтессори, продолжают разрабатывать и совершенствовать дидактические
пособия. Особой популярностью у детей нашей группы пользуются различные
шнуровки, «баночки с секретами», в которых находятся мелкие предметы, «шумящие
коробочки», пипетки, шарики для игр с водой, прищепки для развития руки. Воздействуя на органы чувств – развиваем интеллект. После игры – обязательное условие, убрать
игрушки на место.
В последнее
время огромное внимание уделяется совместной деятельности ребенка и взрослого в
свете модернизации дошкольного образования. Взаимодействие взрослого с ребенком
способствует не только формированию знаний, умений, навыков, но и развитию, в том числе самооценки, что
важно для всей дальнейшей жизни.
«Молодец, Ирочка, ты хорошо вымыла руки, они стали совсем чистыми»,
«Наташа, ты такая умница, как красиво заправила кроватку!». Поддержка малыша в
виде похвалы – огромный стимул к самостоятельному выполнению действий,
ориентация к успеху, и я стараюсь
создать все условия для наибольшего раскрытия возрастного потенциала ребенка.
Следует
открывать для себя секреты М.Монтессори, т.к. это приносит несомненную пользу
не только в познании премудрости педагогики, но обеспечивает успешное развитие
маленьких граждан. Идеи М.Монтессори, шагая из одного столетия в другое, живут
и переходят в надежные руки воспитателей 21 века.
Литература:
1.
М. Монтессори. Помоги мне
сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов.
–М.:Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный
редактор С. В. Лыков |